Спасибо!
Ваша заявка принята.
И уже обрабатывается!
В ближайшее время мы с вами свяжемся!
Реализация электромобилей в России уменьшилась на 69%.
Сегодня, пожалуй, самый печальный сектор в России — это автомобильный рынок. За первые три месяца текущего года продажи легковых автомобилей упали на 25%, а грузовиков — почти на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако ситуация с электромобилями оказалась еще хуже — их продажи упали почти в три раза! За первый квартал было продано всего 1842 электромобиля, что даже меньше, чем количество машин, реализованных только в марте 2024 года (2499 штук).
С 1 апреля прошлого года вступили в силу новые строгие правила ввоза электромобилей через страны Евразийского экономического союза, согласно которым растаможка возможна исключительно в России. После этого продажи начали снижаться. С июля по сравнению с прошлым годом каждый месяц отмечается падение, а с начала 2025 года ситуация ухудшилась еще сильнее: в январе продажи сократились на 56%, в феврале — на 68%, в марте — на 77%.
Как отметил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр, на каждый непроданный электромобиль приходится около 50 проданных электросамокатов. Такая техника сейчас пользуется спросом. А электромобили в России так и не стали популярными, и сегодня ситуация только усугубилась. Небольшой рост продаж в прошлом году обеспечили в основном состоятельные покупатели, которые искали альтернативу премиум-маркам, ушедшим с рынка, и находили ее, например, в моделях Zeekr. Но таких клиентов немного. Остальным электромобили не нужны, ведь они значительно дороже обычных автомобилей. В итоге даже «Москвичи» закупают в основном госструктуры, да и то в ограниченных объемах.
По сравнению с прошлым годом с российского рынка практически исчезли Tesla и электромобили европейских марок, таких как Volkswagen и BMW. Высокие затраты на доставку при слабом спросе заставили дилеров прекратить ввоз электрокаров по параллельному импорту из западных стран. Лидером сегмента по-прежнему остаётся китайский Zeekr, но и его продажи значительно сократились — за первые три месяца было реализовано всего 689 автомобилей, в то время как только в марте 2024 года продали почти вдвое больше — 1216 штук. Доля электромобилей на рынке новых авто снизилась с 1,7% в прошлом году до всего 0,9% сейчас.
Главными причинами низкого спроса, помимо высокой цены (например, Zeekr X стартует от 4,8 млн рублей), эксперты называют слабо развитую инфраструктуру. Даже в крупных городах недостаточно зарядных станций и отсутствуют удобные бесплатные парковки, положенные электромобилям. Кроме того, с 1 января вступил в силу повышенный утильсбор: если раньше он составлял 33 400 рублей, то теперь вырос до 667 400 рублей — на уровне автомобилей с бензиновыми двигателями объемом до 2 литров. Это, естественно, отразилось на конечной стоимости новых электромобилей.
Ян Хайцеэр отметил, что электромобиль в России, по сути, так и остался «игрушкой для обеспеченных», владение которой сопровождается множеством неудобств. Предполагаемая экономия невелика, ведь электричество тоже стоит денег. Это в Испании можно установить солнечные панели и свободно заряжать машину на собственной вилле. Возврат разницы в цене между электромобилем и аналогичным бензиновым авто может занять годы — и неизвестно, проедете ли вы столько. Гораздо проще сэкономить, перейдя на газовое топливо, которое тоже считается экологичным. А спрос на электромобили так и останется минимальным.