Автоэксперт Сергей Целиков заявил, что самый глубокий спад продаж в России уже пройден.

Притормаживаем

«Шеф, всё пропало!» — эта знаменитая сцена с Андреем Мироновым из фильма «Бриллиантовая рука» отлично отражает настроение, царящее сейчас среди российских автодилеров и покупателей.

По итогам первого квартала 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го наблюдаются такие изменения:

  • продажи легковых автомобилей упали на 25% (246 939 против 330 719 штук);
  • продажи лёгкого коммерческого транспорта снизились на 17%;
  • грузовики подешевели на 48%;
  • автобусы — на 61%.

И это касается только новых машин. Пострадали все, включая АвтоВАЗ: несмотря на то, что его доля на рынке выросла с 28% до 31%, число клиентов сократилось на 15%. У конкурентов дела обстоят ещё хуже — особенно у Geely, чьи продажи упали вдвое.

С чем связаны такие резкие изменения? Какие последствия нас ждут? И чего ожидать в ближайшее время?

Пять основных причин

Динамику продаж автомобилей можно анализировать двумя способами: сравнивать текущий месяц с предыдущим (например, апрель с мартом) или с тем же месяцем прошлого года (март 2025 с мартом 2024). Первый метод помогает оценивать ситуацию здесь и сейчас, а второй — видеть общие тренды и глобальные изменения.

Весь прошлый год глобальные показатели радовали: по итогам 2024 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 48,4%, всего было реализовано 1,57 миллиона машин.

Однако уже осенью ситуация начала ухудшаться. В ноябре и декабре продажи заметно снизились по сравнению с предыдущими месяцами, и даже предновогодние скидки не помогли. Январь традиционно считается «тихим» месяцем — после праздников люди не спешат покупать автомобили. Тем не менее, по сравнению с январём 2024-го рост все же наблюдался — около 11%.p

Но февраль и март стали настоящим шоком для рынка.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что такого резкого падения, как в марте, никто не ожидал. Если в феврале продажи упали на 24,9%, то в марте — сразу на 45,5%.

Авторынок оттолкнулся от дна: причины провала продаж автомобилей в начале 2025 года и прогнозы на будущее

Причины этого достаточно просты и их можно выделить пять.

  1. Утильсбор.

    Эту плату вносят как производители, так и импортеры новых автомобилей. Российским производителям его компенсируют, а импортёрам — нет. Таким образом, утильсбор фактически стал пошлиной на импорт и значительно вырос. За последние полгода в России утильсбор повышали дважды — 1 октября и 1 января. Теперь для наиболее популярных автомобилей с двигателем до 2 литров он составляет 667 400 рублей, что сильно влияет на конечную цену — новая машина обходится в среднем в 3–3,5 миллиона рублей.

  2. Высокие кредитные ставки.

    Большинство автомобилей покупается в кредит, но сейчас оформить выгодный займ сложно. Банки предлагают автокредиты под ставки от 25% годовых из-за высокой ключевой ставки Центробанка, которая напрямую влияет на условия кредитования.

    По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, в прошлом году Центробанк значительно ужесточил требования к выдаче кредитов, чтобы сократить число невозвратных долгов.

  3. Высокие ставки по депозитам.

    С другой стороны, у тех, кто располагает свободными средствами, есть стимул хранить деньги на депозитах в банках, получая высокий доход — сегодня проценты по вкладам достигают 20–22% годовых. Если обновление автомобиля не является срочной задачей, такой подход выглядит вполне разумным.

  4. Ажиотажный спрос в прошлом году.

    В 2022 и 2023 годах многие россияне откладывали покупку автомобиля в надежде на снижение цен. Однако затем стало ясно, что этого не произойдет. В итоге весной и летом 2024 года на рынке случился настоящий бум продаж.

    Ян Хайцеэр упомянул, что после этого появились новости об увеличении утильсбора и повышении кредитных ставок, и даже те, кто раньше не планировал покупать машину, поспешили сделать это заранее, пытаясь успеть до роста цен.

  5. 5. «Ждуны».

    Так дилеры и эксперты называют покупателей, которые ждут возвращения западных автомобильных брендов.

    — Китайские машины пока составляют лишь около 5% автопарка. Большинство россиян предпочитает японские, корейские и европейские марки, — отмечает Сергей Целиков. — Многие готовы переплачивать за трёхлетних «немцев», лишь бы не менять свои привычки.

    — А с появлением слухов о скором возвращении некоторых брендов люди решили подождать и купить через полгода или год Kia или Hyundai вместо Chery или Haval, — добавляет Ян Хайцеэр. — Когда именно и кто вернется — большой вопрос, но надежда умирает последней.

Тяжёлые последствия

Возможно, судьба дилеров кажется большинству россиян не слишком важной — мол, потеряют лишнюю прибыль. Но последствия спада на рынке намного серьёзнее.

  1. Старение автопарка.

    Средний возраст автомобилей в России уже достиг 15,5 года, а отечественных машин — ещё больше, около 18,7 года. Более 70% зарегистрированных авто старше 10 лет. Старение автопарка негативно влияет как на экологию, так и на безопасность на дорогах.

  2. Ускорение инфляции.

    Около 80% грузоперевозок в России осуществляются автотранспортом. Чем дороже автомобили в покупке и обслуживании, тем выше затраты на логистику, что в конечном итоге отражается на росте цен, включая продукты питания.

  3. Падение производства и сокращение рабочих мест.

    По данным Росстата за январь-февраль, производство легковых автомобилей выросло на 12,8% — было собрано 115 тысяч машин по сравнению с прошлым годом. Однако это скорее слабое утешение.
    Ян Хайцеэр предупредил, что завод — сложное предприятие, которое не остановить быстро. Производственные планы составлялись ещё в период высокого спроса, но сейчас их корректируют. Уже ходят слухи о возможной полной остановке производства на АвтоВАЗе. С учётом резкого падения рынка и более 100 тысяч непроданных «Лад» на складах, такая перспектива выглядит вполне реальной, — предупреждает Ян Хайцеэр.

Не всё так плохо

Без сомнения, в этом году автомобилей будет продано меньше, чем в прошлом. Но важно понимать, что в прошлом году продажи были аномально высокими и не должны были быть такими большими.

— За последние десять лет наш рынок стабильно удерживался на уровне около 1,5 миллиона новых автомобилей в год, — рассказывает Сергей Целиков. — Если не считать 2020 год с пандемией и кризисные 2022 и 2023 годы, когда на рынок повлияли внешние факторы, то примерно столько машин мы всегда и продавали. Глобальных потрясений, массовых увольнений и закрытий предприятий не предвидится. Конечно, какие-то бренды уйдут, часть мелких дилеров обанкротится — это неприятно, но вполне ожидаемо.

Этот процесс уже начался. С начала года в России закрылись 210 автосалонов. Импорт автомобилей из Китая за январь-февраль упал вдвое — до 50,7 тысячи машин.

В то же время слухов о налаживании производства популярных китайских моделей на российских заводах становится гораздо больше, чем новостей о уходе крупных игроков с рынка. К тому же салоны не только закрываются, но и открываются — за первый квартал прибавилось 124 новых.

Есть и положительный знак: в первую неделю апреля продажи выросли на 16% по сравнению с предыдущей неделей. Было реализовано 24,4 тысячи новых машин. Конечно, это значительно меньше, чем за аналогичный период 2024 года (минус 36%), но сейчас кажется, что рынок начинает восстанавливаться после спада.

— Есть мнение, что самый глубокий спад уже позади, — отмечает Сергей Целиков. — Конечно, по сравнению с прошлым годом мы ещё будем отставать минимум до осени. Но резких падений, подобных мартовскому, больше не ожидается. А дальше — кто знает, как изменится ситуация в мире. Если обойдемся без форс-мажоров, к январю следующего года выйдем на уровень около 1,4 миллиона проданных машин в год, что вполне приемлемо для нынешних экономических условий.